Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с ТНР)
Описание образовательной программы
Аннотация к
адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с
тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №41 «Петушок»
Адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья принята на Педагогическом совете №3 от 31.08.2023
г. и утверждена приказом заведующего №42 от 31.08.2023г. Программа рассчитана
для воспитанников от 2-х месяцев до 7(8) лет. Адаптированная образовательная
программа дошкольного образования разработана в соответствии с:
- федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384 с изменениями);
- Федеральной
адаптированной образовательной программой дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом
Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г.№ 1022).
Адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (ТНР) реализуется в группах компенсирующей
направленности.
Программа
представляет собой общую модель образовательного процесса в МБДОУ №41 «Петушок».
Описывает возрастные нормативы развития, общие и особые образовательные
потребности обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ, определяет структуру и
наполнение содержания образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях.
Цель
реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного
возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение
доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей
каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и
физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей
и интересов.
Структура
адаптированной образовательной Программы МБДОУ №41 «Петушок» состоит из трёх
основных разделов:
Целевой раздел
Программы включает:
- пояснительную
записку;
- цели и
задачи, принципы и подходы к формированию Программы,
- планируемые
результаты освоения Программы, определяет планируемые результаты ее освоения в
виде целевых ориентиров, развивающее оценивание образовательной деятельности по
программе.
Содержательный
раздел Программы включает:
- описание
образовательной деятельности обучающихся с ТНР по пяти образовательным
областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое
развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
- описания
вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;
- взаимодействие
педагогических работников с детьми;
- особенностей
образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов
поддержки детской инициативы;
- взаимодействие
педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся;
- программу
коррекционно – развивающей работы с детьми с ТНР,
- рабочую
программу воспитания.
Содержательный
раздел Программы включает:
- психолого-педагогические
условия;
- особенности
организации развивающей предметно-пространственной среды;
-
материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания;
- перечни
художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного
искусства для использования в образовательной деятельности в разных возрастных
группах, а также перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных
произведений;
- режим и
распорядок дня в дошкольных группах;
- календарный
план воспитательной работы.
Программа может
корректироваться в связи с изменениями:
- законодательной,
правовой базы;
- образовательного
запроса родителей;
-
индивидуальных особенностей, интересов, способностей воспитанников.
Программа состоит
из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений. Обе части являются взаимодополняющими.
Объем
обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема, объем
части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 40%.
Обязательная
часть соответствует Федеральной адаптированной образовательной программе
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями развития.
Часть, формируемую участниками образовательного процесса (вариативную часть),
составляет парциальная программа Зеленовой Н. Г., Осиповой Л. Е. «Мы живем в
России».