27.06.2002
Что такое ранняя
помощь
Ранняя помощь –
это
комплекс услуг, оказываемых детям
от 0 до 3 лет включительно, имеющих риск отставания или нарушения в развитии, и
семьям, воспитывающим таких детей. Услуги направлены на:
ü содействие
физическому и психическому развитию детей;
ü повышение
собственной активности ребенка в той среде, где он обычно находится;
ü повышение
родительской компетенции в вопросах развития ребенка.
Что делают специалисты
службы ранней помощи
1.
Оценивают
уровень развития ребенка, выявляют проблемы в развитии ребенка.
2.
Вместе
с родителями разрабатывают и реализуют индивидуальную программу ранней помощи в
разных областях жизнедеятельности ребенка: двигательной, речевой, познавательной,
самообслуживания.
3.
Помогают
родителям лучше понимать потребности ребенка и содействовать его оптимальному
развитию.
4.
Помогают
подобрать необходимое ребенку специальное оборудование (специальные стулья,
приспособления для стояния и еды и т.п.).
5.
Помогают
подобрать способы оптимального взаимодействия родитель-ребенок в обычных
бытовых ситуациях (кормление, одевание, игра и т.д.).
6. Сопровождают семью и ребенка на этапе
адаптации при переходе в систему дошкольного воспитания
Где имеется информация
о службах ранней помощи
Информация о службах ранней помощи
размещена на официальном сайте Министерства социальной политики Свердловской
области в телекоммуникационной сети Интернет по ссылке:
Целями ранней помощи являются:
- улучшение функционирования ребенка
в естественных жизненных ситуациях (ЕЖС);
- повышения качества взаимодействия
и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за
ребенком лицами, в семье;
- повышение компетентности родителей
и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития
и воспитания ребенка;
- включение ребенка в среду
сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.
Услуги ранней помощи детям и их семьям
должны предоставляться при соблюдении следующих принципов:
- бесплатности (услуги ранней помощи
предоставляются без взимания платы с родителей/законных представителей);
- доступности (услуги ранней помощи
доступны для потребителей);
- регулярности (услуги ранней помощи
в рамках индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) предоставляются
потребителям на регулярной основе в течение всего времени ее действия);
- открытости (информация об услугах
ранней помощи открыта для родителей и других непосредственно ухаживающих
за детьми целевой группы лиц);
- семейноцентрированности
(специалисты организации-поставщика услуг ранней помощи содействуют вовлечению
родителей и других лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в
процесс ранней помощи, в том числе в оценочные процедуры, в составление и
реализацию ИПРП, а также в оценку её эффективности);
- индивидуальности (услуги ранней
помощи предоставляются в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка и
семьи);
- функциональной направленности
(услуги ранней помощи направлены на формирование компетенций ребенка в ЕЖС);
- естественности (услуги ранней
помощи оказываются преимущественно в ЕЖС);
- этичности (услуги ранней помощи
предоставляются потребителям в уважительной манере, с учетом их индивидуальных,
семейных, религиозных и этно-культурных особенностей, ценностей, установок,
мнений, приоритетов);
- командной работы (услуги ранней
помощи предоставляются междисциплинарной командой специалистов из разных
областей знаний о ребенке и семье;
- компетентности (услуги ранней
помощи предоставляются специалистами, имеющими необходимую квалификацию и
соответствующие компетенции в области ранней помощи);
- научной обоснованности (при
оказании услуг ранней помощи специалисты используют научно-обоснованные методы
и технологии ранней помощи);
Права потребителей услуг ранней
помощи
Дети – потребители услуг ранней
помощи имеют право на:
- получение всех услуг ранней
помощи, указанных в ИПРП;
- получение услуг ранней помощи в
тех ЕЖС, в которые ребенок вовлечен;
- получение услуг ранней помощи
ребенком в уважительной, чувствительной и отзывчивой манере;
- получение услуг ранней помощи
ребенком с опорой на его ресурсы функционирования и его интересы;
- обеспечение поддерживающих влияний
среды при получении услуг ранней помощи ребенком с учетом специфики ограничений
его жизнедеятельности.
Родители (законные представители)
детей-потребителей услуг ранней помощи имеют право на:
- получение информации о перечне
услуг ранней помощи и о перечне поставщиков услуг ранней помощи;
- отказ от оценочных процедур,
составления ИПРП и получения услуг ранней помощи;
- получение услуг ранней помощи в
уважительной и отзывчивой манере;
- своевременное прохождение с
ребенком оценочных процедур, разработку и утверждение ИПРП в течение 30 дней с
момента обращения, если результаты оценки соответствуют критериям составления
ИПРП;
- получения услуг ранней помощи в
соответствии с ИПРП без взимания платы;
- участие в оценочных процедурах,
составлении ИПРП, реализации ИПРП, во внесении изменений в ИПРП, в
промежуточной (не реже чем 1 раз в 3-4 месяца) и итоговой оценке эффективности
ИПРП;
- получение открытой информации о
ходе и результатах проведения оценочных процедур, целях и задачах ИПРП, сроках,
объемах, исполнителях, порядке реализации ИПРП, результатах оценки
эффективности реализации ИПРП;
- своевременное получение
предварительного уведомления о любых изменениях в реализации ИПРП, а также о
необходимости проведения промежуточной или итоговой оценки её эффективности;
- строгое соблюдение конфиденциальности
документации, которая содержит персональные данные;
- ознакомление с рабочей
документацией, связанной с оказанием услуг ранней помощи ребенку и семье: с
результатами проведения оценочных процедур, ИПРП, протоколами приемов;
- обращение к администрации с целью
разрешения конфликтных ситуаций.
Услуги ранней помощи могут
предоставляться в следующих формах организациями, оказывающими услуги ранней
помощи:
- на дому;
- при посещении потребителями
организации, оказывающей услуги ранней помощи;
- в организации для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей с привлечением организации;
- в организации здравоохранения, в
ситуациях продолжительного стационарного лечения;
- в очной или дистанционной формах;
- индивидуально (при консультировании
родителей в процессе оказания услуг: «содействие развитию функционирования
ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях», «Содействие развитию
общения и речи ребенка», «Содействие развитию мобильности ребенка», «Содействие
развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков», «Содействие развитию
познавательной активности ребенка», «Психологическое консультирование»,
«Пролонгированное консультирование без составления индивидуальной программы
ранней помощи», «Краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без
составления индивидуальной программы ранней помощи», «Консультирование
родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации»);
- с семьей (при организации и
поддержке совместной активности ребенка с родителями и семьей в
процессе оказания услуг: «Содействие развитию функционирования ребенка и семьи
в естественных жизненных ситуациях», «Содействие развитию общения и речи
ребенка», «Содействие развитию мобильности ребенка», «Содействие развитию у
ребенка самообслуживания и бытовых навыков», «Содействие развитию
познавательной активности ребенка», «Психологическое консультирование»,
«Пролонгированное консультирование без составления индивидуальной программы
ранней помощи», «Краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без
составления индивидуальной программы ранней помощи», «Консультирование
родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации );
- в группе (при оказании
услуг «Содействие развитию общения и речи ребенка» и «Поддержка социализации
ребенка» в детско-родительских группах).
В рамках ИПРП всем детям и их семьям
обязательно предоставляются услуги: «Содействие развитию функционирования
ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях», «Проведение
промежуточной оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи»,
«Проведение итоговой оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи».
Остальные услуги предоставляются с учетом потребностей ребенка и семьи.
Услуга ранней помощи может
оказываться одновременно двумя специалистами разного профиля при работе в
группе или с семьей.
Услуга по
определению нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи оказывается
несколькими специалистами разного профиля.
Услуги ранней помощи могут
предоставляться потребителям в рамках ИПРП одной или несколькими организациями
(в порядке взаимодополнения).