Программа развития МБДОУ Детский сад Петушок

ПАСПОРТ
Программы развития
Программа развития муниципального бюджетного дошкольного
Полное
наименование образовательного учреждения «Детский сад №41 «Петушок»
комбинированного вида (далее МБДОУ №41 «Петушок»)
программы
Основания
для
разработки
программы

Разработчик
и программы
Срок
реализации
программы
Стратегичес
кая цель
программы

- Федеральный

закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования»;
- Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании
в Свердловской области"(с изм. и доп.)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования» («Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования»).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. "Об утверждении
федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников"
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
"Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
- Постановление Правительства Свердловской области от 26 февраля 2013 г.
N 224-ПП «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты»)
«Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение
эффективности сферы культуры в Свердловской области»;
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в
дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем
образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №
544н
Рабочая группа МБДОУ «Детский сад №41 «Петушок» комбинированного
вида. Приказ №34/4-ОД от 30.07.2019
сентябрь 2019 г. – сентябрь 2024 г.
Удовлетворение потребности населения города Верхняя Салда в услугах
дошкольного образования, повышение эффективности использования
материально-технического,
финансового
и
кадрового
ресурсов;
осуществление образовательной
деятельности
по образовательным
программам дошкольного образования, направленным на достижение детьми
2

Тактические
цели
развития
учреждения

Основные
задачи
программы

Ожидаемые 
результаты

уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения
образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для
них видов деятельности, в соответствии с ФГОС ДО.
1. Обеспечение 100% доступности дошкольного образования детям в
возрасте от 1 года до 7 лет, проживающим в микрорайоне МБДОУ «Детский
сад №41 «Петушок» комбинированного вида, за счет проведения
качественного мониторинга потребности и создания условий для расширения
спектра предоставляемых услуг с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей.
2. Повышение качества дошкольного образования за счет приведения в
соответствие с требованиями ФГОС ДО комплекса необходимых условий:
кадровых,
материально-технических,
организационно-содержательных,
информационно-экспертных, финансово-экономических.
3. Обновление и модернизация системы управления деятельностью
учреждения:
повышение
эффективности
контроля,
делегирование
полномочий, системное повышение квалификации и профессиональный рост
административно-управленческого и педагогического персонала.
1. Обеспечить комплексный подход к проблеме безопасности, охране жизни и
здоровья воспитанников за счет своевременного выполнения Предписаний
надзорных органов, повышения качества организации оздоровительной
работы.
2. Создать условия для эффективной деятельности педагогического
коллектива по реализации ФГОС ДО за счет повышения профессиональной
компетентности педагогических работников, развития системы внутренней
оценки качества образовательной деятельности.
3. Повысить конкурентно-способность учреждения путем предоставления
широкого спектра качественных образовательных услуг.
4. Содействовать повышению роли родителей в образовании детей раннего и
дошкольного возраста и управлении МБДОУ за счет включения родителей
как субъектов в образовательную деятельность, активного сотрудничества и
взаимодействия с семьями воспитанников.
5. Обеспечить реализацию ФГОС ДО в образовательной деятельности в
соответствии с планом мероприятий и «Дорожной картой».
6. Привести в соответствие с требованиями ФГОС ДО предметноразвивающую среду и материально-техническую базу учреждения.
1. Отсутствие предписаний надзорных органов, препятствующих
функционированию детского сада
2. Разработка и приведение в соответствие с современными требованиями
нормативно-правовых, материально-технических, финансовых, кадровых,
организационно-управленческих ресурсов.
3. Снижение показателей заболеваемости воспитанников, повышение
сопротивляемости детского организма инфекциям, приобщение детей к
ценностям здорового образа жизни.
4. Расширение сферы применения здоровье сберегающих и здоровье
формирующих технологий в ДОУ и семье на основе конкретных
потребностей родителей и детей, с учетом возможностей учреждений.
5. Участие родителей (законных представителей) в обсуждении, согласовании
и
принятии
основополагающих
управленческих
документов,
регламентирующих развитие учреждения и затрагивающих права детей.
6. Положительная динамика показателей коррекции и социализации
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
7. Сохранение стабильности и повышение профессиональной компетенции
педагогического состава:
3

Этапы
реализации
программы


обеспечение 100% укомплектованности кадров;

достижение и сохранение уровня профессиональной компетентности
персонала учреждения: не менее 60% педагогического персонала – с высшим
образованием, не менее 90% педагогов, прошедших процедуру аттестации,
100% охват курсовой подготовкой;

выполнение показателей «Дорожной карты» в части обеспечения
среднего размера заработной платы и соотношения педагогического
персонала и количества детей;

ежегодное поощрение педагогов, достигших высоких качественных
показателей и результативности образовательной деятельности.
8. Реализация ФГОС ДО и инновационных технологий:
 информатизация процесса образования (использование ИКТ в процессе
обучения и воспитания дошкольников, повышения профессиональной
компетентности сотрудников ДОУ, расширение социальных связей);
 участие коллективов учреждения (отдельных педагогов) в разработке и
реализации проектов разного уровня;

обобщение и презентация положительного опыта педагогических
коллективов по внедрению ФГОС ДО педагогической общественности города
и округа.
9. Разработка и внедрение внутренней системы оценки качества деятельности
с активным участием всех участников образовательных отношений, в том
числе родителей (законных представителей).
10. Наличие современной образовательной среды, в том числе за счет
создания предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей
требованиям ФГОС ДО и организации взаимодействия субъектов
образовательных отношений.
Программа рассчитана на 5 лет.
2019 г. - 2020 Организационно-подготовительный этап (создание условий
для реализации программы).
2020-2023 гг. - Коррекционно-развивающий этап (работа по преобразованию
существующей системы, переход учреждения в проектный режим работы).
2024 г. - Аналитико-информационный этап (мониторинг эффективности
реализации
программы,
аналитическая
оценка
качественных
и
количественных изменений, произошедших в учреждении, транслирование
передового опыта работы).

4

Пояснительная записка
Целевыми установками образовательной политики государства на современном
этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на обеспечение
доступности услуг дошкольного образования и повышение качества образовательной
услуги. Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом
работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных
услуг города.
Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного
состояния и уровня организации деятельности МБДОУ «Детский сад №41 «Петушок»,
учтены слабые и сильные стороны имеющихся ресурсов (возможности внешнего
окружения детского сада, специфики контингента детей, потребности родителей
воспитанников в образовательных услугах, особенности педагогических кадров,
материально-технической базы и др.), выявлены возможные риски в процессе реализации
программы с учетом
изменяющихся
социально-экономических условий и
образовательной политики государства.
Приняв за основу идею самоценности дошкольного периода детства, мы считаем, что
образовательную деятельность необходимо строить в двух взаимосвязанных
направлениях –создание комплекса условий для полноценной образовательной
(включающей в себя обучение, воспитание и развитие) деятельности с детьми в детском
саду и активная созидательная роль родителей (законных представителей), разделяющих
данную идею, в формировании личности воспитанников.
МБДОУ «Петушок», в котором функционирует 4 группы общеразвивающей,
комбинированной и 2 группы компенсирующей направленности, осуществляющие
коррекцию нарушений речевого развития детей дошкольного возраста.
Стратегической целью программы развития МБДОУ «Детский сад №41 «Петушок»
является:
- построение целостной концептуальной модели будущего дошкольного образовательного
учреждения, ориентированного на обеспечение равных возможностей для полноценного
развития каждого ребенка, получения ими качественного дошкольного образования,
формирование ценностей здоровьяв период дошкольного детства, а также получение
качественной коррекционной помощи детьми, имеющими нарушения в речевом развитии.
Данная модель должна отражать направления и содержание инновационной деятельности
учреждения, иметь сбалансированное ресурсное (нормативно-правовое, научнометодическое, кадровое и финансовое) обеспечение, обеспечивать возможности для
непрерывного повышения профессиональной и общепедагогической компетентности всех
субъектов образовательных отношений.

5

Информационная справка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад
№41 «Петушок» комбинированного вида построено и введено в эксплуатацию в августе
1982 года.
Собственником имущества и учредителем Учреждения является Управление
образования администрации Верхнесалдинского городского округа (далее – Учредитель).
Место нахождения Учреждения:
Организационно-правовая форма: муниципальное учреждение
Юридический адрес: 624760 Свердловская область, город Верхняя Салда, ул. Воронова
дом 15 корпус 3
Фактический адрес: 624760 Свердловская область, город Верхняя Салда, ул. Воронова
дом 15 корпус 3 Тел 34345 5-13-74. Эл. Почта: VSDetskiisad41@mail.ru
Адрес сайта МБДОУ «Детский сад №41 «Петушок»: 41vs.tvoysadik.ru
МБДОУ «Детский сад №41 «Петушок» осуществляет образовательную деятельность по
программе дошкольного образования в соответствии с лицензией №19126,
регистрационный номер 17646 от 14 ноября 2016 г.
В настоящее время в учреждении функционирует 6 групп, из них: 1 группа для детей
раннего возраста и 5групп для детей дошкольного возраста, из них в 2 группах для детей
дошкольного возраста с нарушениями речевого развития, в которых осуществляется
профессиональная коррекция.
Табл. Количество детей и предельная наполняемость МБДОУ №41 «Петушок»
Группы (возраст детей)

1
младша
я
группа
(с 2 до 3х лет)
Всего
детей по
МБОУ
№41
«Петушок
»

20

Всего
Всего детей
мест
(фактическа
(предельна
я
2 младшая Средня
Разновоз Старшая Подгото
я
наполняемо
группа
я
растная логопедич вительн
наполняем
сть)
(с 3 до 4
группа группа (с 5 еская
ая
ость)
лет)
(с 4 до 5 до 7 лет) группа
логопед
лет)
(с 5 до 6 ическая
лет)
группа
(с 6 до 7
лет)
24
25
27
12
12
140
120

В соответствии с современными требованиями и имеющимися условиями
комплектование в общеразвивающих группах ДОУ осуществляется по одновозрастному
принципу, в отдельных случаях допускается формирование в одну группу детей младшего
дошкольного возраста (с 2х до 4х лет); в группы, где воспитываются дети с нарушениями
речи - прием осуществляется на основании заключений ПМПК, с учетом общего уровня
развития детей и возможно зачисление детей смежных возрастов. При наличии детей с
особыми образовательными потребностями осуществляется инклюзивное образование,
дети принимаются в соответствии с заявлением родителей в группу комбинированной,
компенсирующей или общеразвивающей направленности.
Анализ сильных и слабых сторон ресурсного обеспечения(SWOT-анализ)
1. Анализ материально-технических условий для оптимального функционирования
и организации образовательной деятельности в ДОУ
6

1.1. Сильные стороны
В целом, состояние материально-технической базы МБДОУ №41 «Петушок»»
соответствует предъявляемым требованиям, имеются предписания надзорных органов, не
препятствующие оказанию услуги, работа по устранению замечаний осуществляется в
плановом режиме.
Все базисные компоненты развивающей предметной среды в действующих детских
садах имеются, они позволяют обеспечитьминимальные условия для полноценного
физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого и социальнокоммуникативного развития детей.
1.2. Слабые стороны.
Анализ материально-технических условий в детских садах объединения
подтверждает необходимость дальнейшего планового развития материально-технической
базы для обеспечения устойчивого функционирования, эффективной реализации ФГОС
ДО, удовлетворения потребностей современного социума.
Объективная оценка степени износа части зданий детских садов, входящих в
структуру МБДОУ №41 «Петушок», подтверждает необходимость проведения
капитальных ремонтов, необходим постоянный контроль за состоянием систем
жизнеобеспечения зданий, в том числе - холодное и горячее водоснабжение, системы
отопления и канализации, состояние кровли, несущих конструкций зданий, стен, оконных
блоков, входных групп, в каждом детском саду необходимо ведение карты состояния
здания и систем жизнеобеспечения для планового проведения ремонтов.
Риски: при отсутствии целенаправленного планового финансирования возможно
приостановка деятельности структурных подразделений в связи с возникновением
предаварийных и аварийных ситуаций. Предварительные расчеты необходимого
финансирования для одномоментного приведения в соответствие с современными
требованиями зданий и помещений детских садов объединения составили более 38000
тысяч рублей, что в условиях муниципального бюджета практически невозможно, при
этом подтверждает необходимость планового финансирования ежегодных ремонтных
работ в соответствии с картами состояния здания, систем жизнеобеспечения.
Приложение 1.
Таблица. Сводная карта состояния зданий, территорий и систем жизнеобеспечения.
2.1. Сильные стороны:
МБДОУ №41 «Петушок» укомплектовано сотрудниками на 100%.
В штатном расписании кроме воспитателей (104 человека) имеются дополнительные
специалисты (34 человека), осуществляющие педагогическую деятельность по отдельным
направлениям, либо осуществляющие профессиональную коррекцию нарушений развития
детей.
Образовательный уровень достаточно высок – 59% педагогов имеют высшее
педагогическое образование и 38% - среднее специальное, что позволяет надеяться на
понимание большинством педагогических работников необходимости постоянного
повышения квалификации и обеспечение непрерывного роста профессиональной
компетентности.
Возрастной состав – 89% педагогического коллектива имеет достаточно
работоспособный возраст, позволяющий им активно участвовать в реализации
инновационных направлений деятельности учреждения.
Результаты аттестации педагогических кадров (78% аттестованы на 2-1-высшую
категорию) – подтверждают готовность большинства педагогов к реализации ФГОС ДО, а
3% педагогов имеют опыт работы в инновационном режиме.
За последние 3 года – 50% педагогов прошли повышение квалификации в различных
формах.
23% педагогических работников получили различные награды и поощрения за
достигнутые результаты работы и качественные показатели образовательной
деятельности.
7

2.2.
Слабые стороны:
В части образовательного уровня – 3% педагогов не имеют педагогического
образования, но имеют большой стаж работы и пользуются уважением родителей и
коллег. Возрастные особенности этих работников не позволяют начать обучение на
курсах по переподготовке. Необходимо решить проблему по повышению их
профессиональной компетентности.
В части возрастного состава – 11% педагогического коллектива имеет возраст,
ограничивающий их психофизические возможности в части реализации инновационных
направлений деятельности учреждения.
В части результатов аттестации педагогических кадров - 2% аттестованы на
соответствие должности и практически 20% не аттестованы. Необходимо обеспечить
мотивационную составляющую для повышения их профессиональной компетенции и
прохождения процедуры аттестации для эффективной реализации ФГОС ДО.
Таблица. Кадровое обеспечение
Общее количество
педагогических
работников,
Ставок
Человек

32

Совместит
елей (из
числа
педагогич.
работн.
чел.)

«Декретни
ц»,
(из числа
педагогич
работн
чел.)

0

1

Из них:
Администра Воспитате
тивноли, чел.
управленче
ский
аппарат,
чел.

2

Другие
педагоги, чел.
(перечислить)

12

4

Продолжение таблицы

Количество педагогических работников
по педагогическому стажу
До 3
3 - 10
11 - 20
21 - 30
30 и
лет
более

12%

20%

34%

20%

Количество педагогических работников
по квалификационным категориям
Без
Высшая Соответс
I

категории

14%

20%

67%

3%

твует
должнос
ти

%
аттест
ованн
ых

10%

80%

Продолжение таблицы

МБДОУ
до 30 лет

16%

Количество педагогических работников
по возрасту
31-40
41-50
51-55
56-60

32%

23%

16%

7%

61 и более

4%

Продолжение таблицы

Количество награжденных педагогических работников за последние 3 года

8

Грамота
управлен
ия
образова
ния

25
55
106
124
127
141
146
166
173
197
ИТО
ГО

3
3
32 (23%)

Благодар
ственное
письмо
управле
ния
образова
ния

Благодар
ственное
письмо
главы
города

Почетная
грамота
управлени
я
образован
ия

Почетная
грамота
мин.
Общего и
проф.
образ.
.Свердл.о
бл.

1
1

1

4
5
8
17

1
2
3
6

1

Почетна
я
грамота
мин.
Образов
ания и
науки
РФ

1
3
1

Почетн
ая
грамот
а
управл
яющег
о
горноз
аводск
им
округо
м

«Отли
чник
народн
ого
просве
щения
»

«Почет
ный
работн
ик
общего
образо
вания»

1

1
1

1
1

1

Риски: необходимо обеспечить целостный и непрерывный характер повышения
квалификации педагогов МБДОУ «Петушок», в настоящее время уровень мотивации у
части педагогического коллектива невысок. Введение показателей в эффективный
контракт позволит увеличить материальную заинтересованность педагогов, при этом
стимулирующий фонд может быть недостаточен для адекватной оценки качества
образовательной деятельности. В 2015 году необходимо привести уровень деятельности
педагогического коллектива к требованиям профессионального стандарта, что потребует
целенаправленной работы с теми педагогами, которые не могут освоить необходимые
трудовые действия.
Содержание и формы работы по повышению квалификации педагогического
коллектива меняются в зависимости от реального изменения уровня квалификации
педагогов, от целей и задач, актуальных на данном этапе как для МДОУ, так и для самих
педагогов.
Общий вывод:
По возрастному и качественному составу педагоги МБДОУ представляют собой
самосовершенствующийся и развивающийся коллектив, имеющий достаточный опыт и
потенциал для профессиональных изменений в целях реализации ФГОС ДО, дальнейшего
становления и решения поставленных задач развития.
3. Здоровье сберегающая и здоровье формирующая деятельность МБДОУ
«Петушок».
3.1. Охрана и укрепление здоровья детей.
Благополучие любого общества во многом зависит от состояния здоровья
подрастающего поколения. Формирование здорового поколения – одна из стратегических
задач страны. Педагоги детского сада ежегодно при построении образовательного
процесса, определения форм способов и методов физического развития и оздоровления
9

учитывают уровень физического развития, индекс здоровья детей и планируют
образовательную деятельность с учетом данных показателей.
3.1.1. Сильные стороны:
Поддержанию и укреплению здоровья детей способствует соблюдение требований
СанПиН 2.4.1.3049-13 при организации образовательного процесса в ДОУ, своевременное
обновление и пополнение предметно-развивающей среды, целенаправленная работа по
организации физкультурно-оздоровительной и профилактической работы в ДОУ,
организации питания, соблюдение санитарно-гигиенических условий (профилактические,
санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия), систематическая работа
по устранению Предписаний надзорных органов.
С детьми, имеющими нарушения осанки и деформацию стопы, коррекционную
работу проводят воспитатели групп, а в детском саду № 146 - инструкторы по лечебной
физкультуре городского врачебно-физкультурного диспансера 1 раз в неделю. Лечебная
гимнастика является профилактикой различных заболеваний опорно-двигательной,
дыхательной и сердечно-сосудистой систем, благотворно влияет на обменные процессы,
повышает защитные силы организм. Воспитателями проводятся физкультурные занятия,
утренняя оздоровительная гимнастика, различные подвижные игры, направленные на
исправление и профилактику нарушений здоровья. За часто и длительно болеющими
детьми проводится систематическое наблюдение педиатром, даются рекомендации
воспитателям, родителям по организации режима и дополнительных мероприятий с
такими детьми. Педагоги внимательно наблюдают за самочувствием этих детей на
занятиях, их реакцией на нагрузку, используют физические упражнения в различных
вариантах и сочетаниях. Количество случаев заболеваний и средняя продолжительность
течения болезни на одного ребенка на протяжении последних 3х лет уменьшается.
3.1.2. Слабые стороны:
Особую тревогу вызывает увеличение количества детей, поступающих в
учреждение сосложными диагнозами, ростколичества хронических заболеваний. Все чаще
в учреждение поступают дети, имеющие помимо предрасположенности к простудным
заболеваниям, те или иные функциональные и морфологические отклонения в состоянии
здоровья, требующие повышенного педагогического внимания, консультаций
медицинских специалистов, целенаправленных и индивидуально-ориентированных
методов оздоровления.
Риски: при увеличении количества детей, имеющих нарушения развития и
здоровья, принимаемых в детские сады объединения, потребуют проведения мониторинга
состояния здоровья и своевременной коррекции форм, методов и индивидуальных
программ оздоровления детей. Педагогическая некомпетентность отдельных родителей в
вопросах оздоровления и физического развития детей снижают эффективность работы
педагогических коллективов и требуют включения родителей в данную работу как
субъектов образовательной деятельности.
3.2.

Профессиональная коррекция нарушений речевого развития детей.

Кроме нарушений здоровья дети, которые посещают МБДОУ «Петушок», имеют
нарушения речевого развития. В целях осуществления профессиональной коррекции в
МБДОУ «Петушок» действуют группы компенсирующей и комбинированной
направленности для детей с нарушениями речи (СП № 55 и СП № 146). При этом для
осуществления профессиональной коррекции необходимо обновление предметнопространственной среды логопедических кабинетов и речевых центров активности в
группах.
3.2.1. Сильные стороны:
В соответствии с поставленными целями в группах комбинированной и
компенсирующей направленности решаются следующие задачи:

10

- системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей
ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для
определения содержания и основных направлений коррекционной работы;
- сочетание изучения развития детей с целенаправленным педагогическим
воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны
актуального развития в зону ближайшего развития;
- систематическая регистрация результатов обследования имеющимися специалистами
в «Карте развития ребенка», что позволяет проследить эффективность коррекционнопедагогического воздействия на детей, помогает определить перспективу их развития и
дать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению;
- интеграция данных, полученных в результате обследования, в различные
образовательные занятия, кружки для повышения эффективности образовательного
процесса, определения условий, наиболее благоприятных для дальнейшего развития
ребенка;
- включение педагогов в исследовательскую деятельность с применением
традиционных и новейших методик и методов изучения личности, а специалистовмедиков – в коррекционно-развивающий процесс для оказания комплексной
дифференцированной помощи детям, испытывающим затруднения в различных видах
деятельности.
Целенаправленная деятельность позволяет обеспечить положительную динамику
речевого развития детей.
3.2.2. Слабые стороны:
Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, в том числе нарушения речи,
поступают в детский сад, пройдя психолого-медико-педагогическую комиссию, при этом
нарушения речевого развития имеют различные причины и требуют различных подходов.
Возрастной контингент детей данных групп – от 3-х до 7 лет (в ряде случаев - до 8 лет),
кроме нарушений речевого развития эти дети часто имеют сопутствующие диагнозы,
требующие индивидуальной программы сопровождения.
Основные причины недостаточно эффективной коррекции речи:
1. Отсутствие у специалистов ДОУ программы действий, объединяющей аналитическую,
коррекционно-развивающую, индивидуально-ориентированную работу с детьми,
имеющими нарушения речи с активной поддержкой родителей (законных
представителей).
2. Медленное внедрение эффективных педагогических технологий, обеспечивающих
широкий выбор оптимальных средств и условий коррекции и индивидуальной
реабилитации детей с проблемами в развитии.
В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе
дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих социальную
реабилитацию и образовательную реабилитацию (сложный комплекс, включающий в себя
процесс получения детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, необходимого образования,
ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе личноориентированную модель образования).
Риски: положительная динамика результатов коррекционной работы зависит от комплекса
мероприятий по оздоровлению и развитию детей с учетом их индивидуальных
возможностей и потребностей.
В дальнейшем необходимо:
 продолжение комплексной работы по снижению заболеваемости;
 обновление материальной базы медицинских кабинетов ДОУ с целью повышения
эффективности профилактики заболеваний и формирования здоровья детей;
 создание оздоровительного микроклимата, развивающей предметной среды,
озеленение и оборудование участков пособиями, стимулирующими двигательную
активность детей;
 создание программно-методического обеспечения образовательного процесса,
соответствующего современным требованиям дидактики;
11

 продолжение экспериментальной работы по внедрению здоровьеформирующих
технологий при организации образовательного процесса в ДОУ;
 повышение уровня физического и психического здоровья, социальной значимости
и ценности здорового образа жизни среди воспитанников, педагогов, родителей;
 создание условий для нормального труда, отдыха и своевременной профилактики
заболеваемости среди педагогов.
Мы считаем, что реализация подпроекта «Здоровый малыш» (Приложение 2. Мегапроект «Безопасность и доступность») по внедрению в работу СП новых здоровье
сберегающих и здоровье формирующих технологий расширит спектр средств
оздоровления и позволит существенно снизить показатели заболеваемости простудными
заболеваниями у дошкольников, добиться стабильной положительной динамики в
вопросах поддержания и укрепления здоровья подрастающего поколения.
4. Характеристика
образовательных
программ,
реализуемых
МБДОУ
«Петушок»
принципами и направлениями образовательной деятельности педагогического коллектива
МБДОУ «Петушок» являются:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание
(рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий;
значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период
подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей
как равноправных субъектов образовательного процесса;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация образовательной программы МБДОУ «Петушок» в формах, специфических
для детей конкретных возрастных групп на основе соответствующих видов деятельности с
учетом индивидуальных потребностей и возможностей детей, обеспечивая требования
ФГОС ДО.
4.1. Сильные стороны:
Содержание образовательного процесса в МБДОУ определяется образовательной
программой детского сада, разработанной, принятой и реализуемой в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с
учетом особенностей психофизиологического развития и индивидуальных возможностей
детей.
В связи с отсутствием примерных образовательных программ дошкольного
образования, утвержденных в Реестре основных общеобразовательных программ,
педагогический коллектив МБДОУ обеспечивает организацию образовательной
деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО, используя следующие
программно-методические комплекты:
в группах общеразвивающей направленности от 3 до 7 лет реализуются:
- программа «Детство» и комплект методических пособий/ Бабаева Т.И., Гогоберидзе
А.Г., Михайлова З.А. – СПб, 2011 г.
- программа воспитания и развития детей «От рождения до школы» и комплект
методических пособий /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой, 2010 г.
- содержание образовательного процесса в группах детей раннего возраста от 1,5 до 2
лет и от 2 до 3 лет выстроено с использованием программы воспитания и развития детей
«От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой, 2010
г.).
Содержание
образовательного
процесса
в
группах
компенсирующей
направленности выстроено в соответствие с «Программой коррекционно-развивающей
работы в логопедических группах детского сада для детей с общим недоразвитием
речи» (Н.В. Нищева, СПб: Детство-Пресс, 2001).
Наряду с вышеназванными программами в учреждении используются также
парциальные программы, авторские технологии и методики.
12

В целях обеспечения деятельностного подхода и развития познавательных
способностей воспитанников педагоги применяют в своей работе технологии ТРИЗ,
палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, «Сказочные лабиринты игры» В.
Воскобовича, используют методику «Развитие мышления дошкольников с помощью
мнемотехники» Т.В. Большевой, развивающие игры Никитина и Зака, проектные
технологии и др.
4.2.
Слабые стороны:
Психолого-педагогические условия реализации ФГОС ДО требуют изменений
профессиональных установок педагогов, большинство из которых не в полной мере
владеют способами поддержки детской инициативы и самостоятельности, не всегда
обеспечивают ребенку возможность выбора, не способствуют формированию уверенности
в своих силах, предпочитая часть деятельности выполнять либо вместе с ребенком либо
вместо ребенка. Значительная часть педагогов – около 30% не в полной мере владеют
ИКТ и не могут обеспечить возможность общения с родителями воспитанников
средствами ИКТ, не используют данные средства для обучения детей.
ФГОС ДО в качестве основных принципов определяет следующие:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация
дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Риски: все вышеперечисленные принципы требуют изменения профессиональных
установок педагогов МБДОУ «Петушок» в части реализации на практике
индивидуализации и поддержки детской инициативы, кроме этого недостаточно
обеспечено сотрудничество с семьей, не всегда учитывается этнокультурная ситуация и
социокультурные нормы, традиции современных семей.
Изучение семейной микросреды воспитанников позволит дифференцированно
подходить к организации работы с семьями воспитанников на принципах сотрудничества
и активного взаимодействия.
По результатам опросов и анкетирования родителей установлено, что для
подавляющего большинства родителей немаловажными являются следующие показатели:
развитие познавательных и творческих способностей их ребенка, сохранение и
укрепление физического здоровья детей, развитие самостоятельности.
Социальный заказ современных семей требует расширения спектра услуг,
предоставляемых в детском саду.
Ключевые проблемы, требующие решения. Целевые установки
Проведенный анализ актуального состояния учреждения на момент разработки
программы развития позволяет выделить ключевые проблемы и риски, которые возможны
в ходе функционирования учреждения и могут препятствовать его дальнейшему
развитию:
13

1. Недостаточность финансово-экономических и материально-технических ресурсов для
качественной реализации ФГОС ДО и обеспечения доступности услуг дошкольного
образования.
2. Недостаточная мотивация педагогических работников для технологических обновлений
и профессионального роста. Отсутствие опыта инновационной работы, нежелание
публичности и отказ от представления собственного опыта и участия в конкурсах
различных уровней у значительной части педагогических работников.
3. Недостаточно проработанная система взаимодействия с родителями воспитанников в
условиях внедрения ФГОС ДО и перехода на субьектные отношения.
4. Необходимость повышения качества дошкольного образования и приведения его в
соответствие с требованиями ФГОС ДО для достижения целевых ориентиров.
Возможные риски условно можно объединить в 2 группы:
1. Группа рисков, связанная с выбором приоритетов в развитии детского сада и
необходимостью своевременной их корректировки.
2. Группа рисков, связанная с возможным изменением государственной и муниципальной
политики в области дошкольного образования (прекращение отраслевых проектов и
программ, изменение целевых установок, снижение финансирования).
Основными стратегическими и тактическими целевыми установкамиДОУ должны
стать:
- удовлетворение потребности населения города Верхняя Салда в услугах
дошкольного образования, повышение эффективности использования материальнотехнического, финансового и кадрового ресурсов; осуществление образовательной
деятельности по образовательным программам дошкольного образования, направленным
на достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного
освоения образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для них видов
деятельности в соответствии с требованиями и целевыми ориентирами ФГОС ДО;
- обеспечение 100% доступности дошкольного образования детям в возрасте от 3х до 7
лет, проживающим в микрорайонах обслуживания детских садов МБДОУ «Петушок», за
счет проведения качественного мониторинга потребности и создания условий для
расширения спектра предоставляемых услуг с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей;
- повышение качества дошкольного образования за счет приведения в соответствие с
требованиями ФГОС ДО комплекса необходимых условий: кадровых, материальнотехнических, организационно-содержательных, информационно-экспертных, финансовоэкономических;
- обновление и модернизация системы управления деятельностью учреждения:
повышение эффективности контроля, делегирование полномочий, системное повышение
квалификации и профессиональный рост административно-управленческого и
педагогического персонала.
Целевые установки позволяют наметить дальнейшие перспективы развития
образовательного учреждения и определить целостную концептуальную модель будущего
дошкольного образовательного учреждения для разрешения обозначенных проблем.

Раздел № 5. Этапы реализации программы развития МБДОУ «Петушок»
Годы
Этапы

2019
Организационноподготовительный
Цель
Определение
деятельности возможностей

2020-2023
2024
КоррекционноАналитическоразвивающий
информационный
Развитие детского сада в Внутренняя и внешняя
логике
перспективной экспертная
оценка
14

на каждом учреждения и готовности
этапе
коллектива детского сада
для реализации задач
программы
развития.
Создание
нормативноправового обеспечения,
соответствующего
действующему
законодательству.

модели.
Оптимизация
функционирования.
Апробация новшеств и
коррекция
отдельных
направлений работы с
позиции
достигнутых
результатов и степени
реализации проектов.

достижений,результатов
реализации
проектов,
достижения
перспективных
моделей. Формирование
адекватных
и
целостных
представлений
о
реальном
состоянии
образовательной
работы. Обобщение и
распространение
накопленного
опыта,
интеграция результатов
в деятельность.

Финансовое обеспечение.
Финансовое обеспечение реализации Программы развития определяется в
соответствии с потребностями МБДОУ на осуществление всех необходимых расходов для
реализации конституционного права граждан на бесплатное и доступное дошкольное
образование.
Объём финансового обеспечения реализации Программы развития определяется,
исходя из требований к условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО с учётом:
– задач Программы развития;
– категории воспитанников;
– форм обучения и иных особенностей организации образовательного процесса.
Объем финансирования должен быть необходимыми достаточным для
осуществления МБДОУ:
 расходов на оплату труда работников,
 расходов на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе на
приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических
материалов, аудио- и видеоматериалов, средств обучения, в том числе, материалов,
оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов,
необходимых для СП д/с всех видов образовательной деятельности и создания
развивающей предметно-пространственной среды (в том числе специальных для детей с
нарушениями речи), приобретения обновляемых образовательных ресурсов, в том числе,
расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, пополнение
комплекта средств обучения и подписки на техническое сопровождение деятельности
средств обучения, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг
связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационной сети
Интернет;
 расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием
педагогических работников по профилю их деятельности;
 иных расходов, связанных с реализацией Программы развития.
Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы
дошкольного образования в бюджетном образовательном учреждении осуществляется
исходя из стоимости услуг на основе муниципального задания учредителя на оказание
муниципальных услуг по реализации программ дошкольного образования в соответствии
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Муниципальное задание учредителя на оказание муниципальных услуг должно
обеспечивать соответствие показателей объёмов и качества предоставляемых
15

образовательным учреждением услуг размеру средств соответствующих бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на эти цели.
Показатели, характеризующие выполнение муниципальногозадания учредителя на
оказание муниципальных услуг, должны учитывать требования ФГОС ДО к условиям
реализации образовательной программы.
Финансовое обеспечение в части расходов на приобретение коммунальных услуг и
содержание зданий осуществляется за счет средств учредителя.
Нормативные затраты на приобретение коммунальных услуг и содержание зданий
определяются исходя из особенностей учреждения в соответствии с нормативами,
определенными органами местного самоуправления.
Объем финансового обеспечения реализации основной образовательной программы
осуществляется в пределах объёмов средств на текущий финансовый год и используется
для осуществления расходов, необходимых для ее реализации, в том числе оплаты труда
всех категорий персонала, участвующего в ее реализации, приобретения средств обучения
и организации функционирования образовательного учреждения.
Порядок, размеры и условия оплаты труда отдельных категорий работников
учреждения, в том числе распределения стимулирующих выплат, определяются в
локальных правовых актах МБДОУ и в коллективном договоре. В локальных правовых
актах о стимулирующих выплатах, в том числе, определяются критерии и показатели
результативности и качества, разработанные в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта к условиям реализации ООП ДО. В
распределении стимулирующей части фонда оплаты труда предусматривается участие
органов самоуправления.
Учреждение самостоятельно устанавливает предмет закупок, количество и стоимость
приобретаемых средств обучения, а также перечень работ для обеспечения требований к
условиям реализации Программы.
Расчеты необходимых расходов для реализации Программы развития сделаны с
учетом реально сложившихся цен и стоимости отдельных видов работ на момент
разработки Программы, носят ориентировочный характер и могут корректироваться в
ходе реализации проектов.

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».